Родительский клуб
Растим вместе с нами
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.
Задачи:
- оказание психолого-педагогической помощи родителям;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
- формирование устойчивого интереса родителей и детей к здоровому образу жизни через детско-родительские отношения.
Условия реализации Клуба: Занятия проходят дистанционно.
Ожидаемые результаты:
- объединены усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей;
- воспитательные умения родителей актуализированы и обогащены;
- повышена уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Февраль "В детский сад с любовью"
Видео: Метенова Н.М. «Родителям о правилах детского сада и правах педагога»
«Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад» Старший воспитатель Куприянова Н.В.
Мы все любим своих детей, но порой не понимаем, что же с ними происходит. Почему ребенок не хочет чего-то, что мы считаем для него необходимым? А он сопротивляется всеми силами: плачет, дуется, упирается.
Крик некоторые наши родители слышат с утра каждый будний день. Повод банален – ребенок не желает идти в детский сад. Но как именно может проявляться нежелание? Иногда оно столь замаскировано, что сразу и не поймешь, оно ли это.
- Пытается уговорить родителя, ищет разные аргументы
- Активно сопротивляется. Ребенок кричит и плачет: «Не пойду в садик! Не хочу!» Чаще это происходит утром, иногда вечером.
- Затягивает утренний ритуал. То его невозможно разбудить, то он капризничает, не желая вставать, умываться, одеваться.
- Его поведение меняется. Раньше он был веселым и оптимистичным, а теперь вы замечаете, что стал более замкнутым, меньше улыбается и часто грустит.
- Не желает говорить о садике. Вы не можете от него добиться, чем он сегодня занимался, что кушал, как спал и с кем дружил. Он не рассказывает ни о чем, как будто детского сада в его жизни просто не существует, как будто он хочет полностью отвлечься даже от мыслей о нем.
- Постоянно жалуется. Ребенок рассказывает, но все истории носят негативный подтекст: один его обидел, второй ударил, третий задел, четвертый в игру не взял, а воспитательница ругалась. Судя по его рассказам, в детском саду с ним ничего хорошего вовсе не происходит!
- Много болеет.
Иногда все эти признаки выступают вместе, порой – в разных сочетаниях. Но все они достойны того, чтобы задуматься. Почему же он не хочет в детский сад и как можно ему помочь? Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя.
Столкнувшись с нежеланием ребенка ходить в детский сад, родители задаются вопросом: «Что делать?» Вариантов несколько. Можно отказаться от детского сада и, забыв о своей карьере, сидеть с ним дома. Можно пожертвовать работой бабушки, если она на это согласится. Можно нанять няню, что стоит недешево.
Но бегство в этом случае – не лучшая стратегия. Гораздо эффективнее разобраться в причинах такого отношения ребенка к детскому саду.
Возможно, он просто еще не адаптировался. Или есть какие-то другие причины. В большинстве случаев родители способны помочь ребенку.
Разберемся в причинах:
Большинство детей очень любят дом и своих родителей. И как бы не был прекрасен детский сад, они все равно не «изменят» тому, что им по-настоящему дорого. Не стоит путать эту ситуацию с нежеланием посещать садик. А теперь – к истинным причинам.
Спокойное утро
Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите. От того, как родители разбудят ребенка утром, зависит его психологический настрой на весь день.
Утром родители боясь опоздать на работу, торопятся сами, торопят ребенка, покрикивают на него, чтоб быстрее собирался, то о какое доброе утро может быть?
Как организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен ребенок.
1. И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно. Проявляйте дружелюбную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании.
2. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого (чаще всего маму) никак не может отпустить от себя, продолжая переживать и после ухода. А вот забирает лучше пусть тот, с кем эмоциональная связь сильнее!
3. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
4. У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Сложные отношения с воспитателем
Когда вы оставляете ребенка в детском саду, самый важный вопрос: с кем вы его оставляете? Никто, думаю, не поспорит с тем, что личность педагогов, с которыми ребенок проводит большую часть дня, пока вы на работе, имеет первостепенное значение.
Почему у ребенка «сложные» отношения с воспитателем? Истоки проблемы нужно искать либо в ребенке, либо в воспитателе. В результате возникает ситуация, которую можно охарактеризовать известным выражением «не сошлись характерами». Так бывает, если педагог придерживается авторитарного стиля общения (относится строго к детям, желает, чтоб все ее указания исполнялись в точности). И чем строже ожидания педагога, тем больше детей получат порицаний. И тем меньше у них будет желания вновь встретиться с этим воспитателем.
Дети наши, конечно, тоже не ангелы. Очень непоседливые, не желающие выполнять общие правила. Часто они не желают шагать строем и делать то, что предложено всем.
Необязательно педагогу быть монстром, чтобы отношения не сложились. Иногда достаточно небольшой бестактности, невнимания или окрика – и ребенок, особенно чувствительный, обидится.
Воспитатель – это не только профессия. Воспитатель – человек со своими жизненными принципами, установками, даже предрассудками. У него, как и у каждого из нас, бывает плохое настроение, недомогание и нежелание идти сегодня на работу. Воспитатели выстраивают отношения с детьми, руководствуясь не только понятиями этики, должностной инструкции и педагогической науки, но и своими собственными жизненными установками, приправленными особенностями характера.
Далеко не всегда вы будете довольны действиями воспитателя. Это могут быть небольшие инциденты, но не исключено, что возникнет ситуация, требующая обязательного разговора. Всегда соблюдайте правило субординации: сначала встречайтесь с воспитателем, а уж потом выходите на администрацию. Не избегайте этого разговора. Если родители не попытаются восстановить справедливость, малыш будет чувствовать себя незащищенным. Помните о двух целях: сделать пребывание ребенка в саду комфортным и сохранить отношения с педагогом. Постарайтесь занять позицию «мы против проблемы», а не «я против тебя». Тогда и интересы ребенка будут защищены, и мирные отношения с воспитателем гарантированы.
Нелюбимая еда
Каждому из нас нужен завтрак, обед и ужин для поддержания сил и здоровья. Наши дети в детском саду обеспечены пятиразовым питанием: первый завтрак, второй завтрак (сок), обед, полдник и ужин. Казалось бы, родителям только и остается, что покормить ребенка дома перед сном, и полноценное питание становится реальностью! Но все не так просто. По каким-то причинам ребенок отказывается от садовской еды. Иногда настолько, что готов быть голодным целый день. Порой идет на компромисс, соглашаясь пожевать хлеба с компотом или съесть кусочек яблока. Мало кто задумывается, насколько питание может стать причиной для желания или нежелания посещать детский сад. Ведь родители приводят ребенка именно к завтраку. Это тот самый режимный момент, с которого начинается день в детском саду. Воспитатели боятся, что ребенок целый день будет голодным. Поэтому стараются накормить всеми возможными способами.
Почему же некоторые дети отказываются от еды в саду. В каждой группе есть 1–2 ребенка, о которых говорят: «Он очень плохо ест». Это значит – очень избирательно: с трудом пробует новые блюда и никогда не ест то, что ему однажды не понравилось.
Как правило, эти дети и дома крайне капризны в еде, и родители мучаются с ними, так как их трудно накормить, просто приготовив что-то для семьи.
Детей, которых насильно кормят, часто «рвет» за столом, что доставляет всем массу неприятных моментов.
Некоторые дети готовы есть, но не всю пищу, а хотя бы часть. Например, они отказались бы от нелюбимого молочного супа с пенками, но съели бы макароны с котлетой. Но можно считать невезением, если им попался особенно «принципиальный» воспитатель, который требует от всех, чтобы тарелки сверкали чистотой. В результате ребенок привыкает есть через силу, а затем может просто отказаться от еды.
Что же делать с малоежкой? Не заставлять есть, не пугать, не сравнивать, не наказывать бесконечным сидением над тарелкой, а лишь доброжелательно предлагать и стараться вызвать к еде интерес и положительные эмоции. Не получается – оставить все, как есть. Не ест сейчас, значит, поест потом дома. Что же могут сделать родители?
Рекомендации для ситуации:
1. Лучше подготовиться заранее. Родителям обязательно нужно познакомиться с меню детского сада. Выяснить у воспитателя, какие блюда в детском саду ребенок отвергает или ест без удовольствия, стараться вводить такие блюда в домашний рацион. Не так уж редко встречаются дети, которые кашу раньше не видели, так как дома завтракают исключительно бутербродами. Так вот, хорошо, если каши и супы хотя бы периодически будут появляться в рационе вашей семьи, ребенок, увидев в саду знакомое блюдо, попробует его гораздо охотнее.
2. Не делайте из еды культа. Иначе говоря, не делайте тему питания напряженной. Не спрашивайте постоянно, что он ел или почему не ел снова. Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу.
3. Не ругайте ребенка! Не пугайте тем, что он не вырастет или заболеет. Не сравнивайте с другими детьми, которые «так не расстраивают свою маму, а хорошо кушают».
Если же ребенок продолжительно отказывается от еды в саду (например, в течение нескольких недель) и прогресса не наблюдается, то в силу вступают иные рекомендации
4. Перестройте режим питания и нахождения ребенка в детском саду. Обязательно кормите его с утра, чтобы он не был голоден хотя бы первую часть дня. Дома кормите его полноценно.
5. Обязательно посетите гастроэнтеролога. В случаях с «плохим аппетитом» нередко выявляются особенности функционирования желудочно-кишечного тракта.
6. Обязательно поговорите с воспитателями! Они часто стараются накормить ребенка любой ценой, боясь претензий родителей. Так вот, они должны знать о том, что претензий по этому поводу у вас не будет! Напротив, настраивайте их на спокойное восприятие ситуации и настоятельно просите не трогать ребенка, если он не ест.
Сон и прогулка
Не менее важны и другие «режимные» моменты. Это дневной сон и, как ни странно, прогулка.
Многие дети с трудом укладываются днем. Принуждение ко сну «по режиму» – непростое испытание для любого дошкольника, когда нужно лежать тихо, чтобы не навлечь на себя гнев, но сделать это почти невозможно из-за активности натуры.
Если краеугольный камень нежелания – сон, то справиться с этим будет непросто. Вы вряд ли сможете уговорить воспитателя разрешать вашему ребенку не спать днем. Вариант один: забирать ребенка до сна.
Прогулка тоже может стать неприятным моментом. А точнее – одевание и раздевание. Есть дети, чья моторика не позволяет им одеться и раздеться в том ритме, который ожидается. Есть дети с несложившимися навыками по причине слишком большой опеки со стороны взрослых. Малыш «не одевается», воспитатель нервничает, сравнивает его с другими, ругает, а порой и поминает родителей, которые «не научили». Все это может вызвать у ребенка переживания и ощущение своей никчемности. Выход один: нужно приобретать необходимые навыки. Не помогать ребенку в том, что он должен делать сам. Проявить разумную требовательность дома. И постепенно он научится делать все быстрее, что снизит напряженность и в саду. А воспитателю скажите, что это у вас под контролем. Этого бывает достаточно, чтобы воспитатель перестала возмущаться и просто набрался терпения.
Все, что касается еды, сна, прогулок, занятий, относится к Режиму. И родителям не под силу изменить его, сколько ни говори об индивидуальном подходе.
Если садик вам необходим, помогите своему ребенку приспособиться. Ищите поддержки у воспитателей. Они любят, когда родители проявляют заинтересованность в том, чтобы улучшить ситуацию.
Нежелание ходить в детский сад, связанное с едой, сном или другими элементами режима, в общем-то, преодолимо.
Очень важно, чтобы у ребенка были позитивные стимулы, которые помогут смириться с некоторыми неприятными моментами. Например, дружба, интересные игры или любимые занятия. Найдите их вместе с ним, и «режимные» трудности будет преодолеть гораздо легче!
Гиперопека в семье
Связь между родителями и ребенком может быть настолько сильна, что на разлуку, даже кратковременную ребенок реагирует сильной депрессией. Родители слишком опекают его, не позволяя ему то, что он способен делать по возрасту, а на прогулке никогда не отпускают далеко от себя. Конечно же, на ситуацию «отрыва» при поступлении в сад у матери проявляется собственная тревога, столь сильная, что она передается ребенку.
Ребенок не хочет в садик. И причина – не «плохой» детский сад, воспитатели и отношение к нему, а то, что он скучает без родных, без привычного мира с его сложившимся распорядком и заботой. Это нормально, пока не становится «слишком». Ребенок так любит вас, что это мешает ему перейти на новую ступеньку независимости и самостоятельности. Как действовать, чтобы и любовь осталась, и садик перестал быть враждебным местом?
1. Предоставьте ребенку самостоятельность. Не нужно «облегчать» ему жизнь, одевая, кормя с ложечки и убирая его игрушки, настаивайте на том, чтобы у него появились обязанности.
2. Это – необходимость. Решив, что ребенку нужно посещать детский сад, очень важно оставить все сомнения.
3. Доверяйте воспитателям. Это поможет и вам, и ребенку. Напоминайте себе о том, что рядом с вашим крохой хорошие люди, которым можно доверять.
4. Переживите этот момент. Не стоит отказываться от детского сада. Ребенок, поняв, что ходить туда придется, начнет искать преимущества. А они обычно такие: друзья, интересные игрушки, игры и занятия. Наберитесь терпения, приструните собственную тревожность и верьте в то, что ребенок обязательно привыкнет. А через некоторое время, возможно, будет ходить в садик с удовольствием.
Таким образом, в силах родителей сделать многое, чтобы ребенку было комфортно в детском саду. И тогда проблемы нежелания его посещать можно будет избежать.
«Значение режима дня для ребенка раннего возраста» Педагог - психолог Кошелева О.И.
Любому ребенку в возрасте до трех лет необходим ритм смены активности и отдыха. Нервная система маленького ребенка быстро истощается и наступает переутомление. Внешне это проявляется не в повышенной сонливости и упадке сил, как у взрослого, а наоборот: ребёнок ведёт себя более шумно и подвижно, его труднее успокоить, он мало реагирует на речевые указания взрослого. Перевозбуждённого ребенка сложно усадить за тихое занятие – чтение, рисование, а уложить спать иногда вообще невозможно. Утомление влияет на настроение ребенка: родителям знакомо, как раздражителен и капризен их ребенок, если не выспался, или устал.
Избежать таких проблем поможет правильно организованный распорядок дня. Замечено, что дети второго – третьего года жизни (раннего возраста), родители которых соблюдают в обиходе дня стабильный режим, имеют значительно меньше проблем с поведением, они более внимательны, более стрессоустойчивы. Кроме того, стабильный уклад дня делает чередование событий дня предсказуемым для ребенка, рутина даёт ему ощущение спокойствия и безопасности. Все эти моменты благоприятны для эмоциональной сферы
Родителям также очень нужен четкий режим дня малыша. Справляться с трудностями в поведении – с капризами, агрессией, протестами ребенка, взрослый сможет, только если сам чувствует в себе бодрость и имеет запас оптимизма. Поэтому мама, на которую чаще всего ложится эта нагрузка, также должна иметь возможность отдохнуть в течение дня. Поэтому полноценный ночной и дневной сон ребенка, предсказуемость его активностей поможет ей распределить силы так, чтобы их хватило с утра и до вечера.
Итак, стабильный режим семьи поможет решить сразу несколько проблем:
- режим дня укрепляет центральную нервную систему ребенка и позволяет нормализовать эмоциональный фон его настроения;
- режим вносит стабильность, предсказуемость и планирование в жизнь всей семьи;
- режим дает возможность и ребенку, и взрослому полноценно отдыхать и распределять свои силы в течение дня.
Вот признаки нарушения режима:
- поздний утренний подъем (позже 8:00);
- позднее вечернее засыпание (позже 21:00);
- долгое укладывание на сон (более 40 мин);
- бодрствование ночью;
- вялость утром и повышенная активность вечером.
Если родитель наблюдает хотя бы один пункт из перечисленного, то режим надо стабилизировать.
Для этого нужно опираться на такие рекомендации:
1. Составьте письменный распорядок дня ребенка, придерживайтесь его сами и попросите ваших родных, если они остаются с ребенком, также следовать заведенному расписанию.
Из чего состоит распорядок дня? Кормление, гигиена, укладывание на дневной и ночной сон, занятия и игры – вот события, составляющие привычный уклад ребенка. При этом соблюдать последовательность событий важнее, чем выдерживать их временные границы.
Распорядок дня, составленный письменно, становится сводом правил, по которым живет и сам ребенок, и другие члены семьи. При этом важно, чтобы этот план учитывал интересы и потребности не только ребенка, но также и детей и взрослых, проживающих вместе.
2. Организуйте полноценное бодрствование ребенка.
Казалось бы, что тут можно изменить: ребенок бодрствует, как может, помощь родителя ему не нужна. Однако в бодрствовании есть два состояния: активное бодрствование и спокойное бодрствование. Они оказывают разное влияние на качество сна ребенка: активное бодрствование важно для крепкого сна, а спокойное бодрствование необходимо для более легкого засыпания.
Разделите время между снами на две примерно равные части. Первая часть должна быть посвящена активным и динамичным занятиям, а вторая половина – спокойным видам деятельности. Когда ребенок проснулся, предложите ему разные игры и упражнения на развитие физической и умственной активности. Во второй половине бодрствования необходимо дать ребенку успокоиться, после чего переходите к укладыванию на дневной или ночной сон.
Занятия для активного бодрствования:
- пешая прогулка на улице, игры в песочнице, на детской площадке;
- знакомство с новым – новая игрушка или книжка, новое занятие;
- веселые шумные игры со взрослыми или детьми – догонялки, прятки;
- гимнастика и активный массаж;
- участие в домашних делах.
Занятия для спокойного бодрствования:
- чтение знакомых книжек, знакомые игры и игрушки;
- игры с водой, песком;
- игры с крупами, с мисками, на кухне около мамы.
3. Вводите в режим дня правила самостоятельности ребенка. Помыть руки, почистить зубы, одеться, поесть, раздеться и т.д. – ребенок раннего возраста постепенно осваивает эти навыки, и если он научился этому делу, то надо вводить его в режим дня, что поможет им стать полезными привычками ребенка. Постепенно увеличивайте долю участия ребенка в самообслуживании, однако помните, что вменять малышу в обязанность его дела ещё рано (то есть подразумевать, что ребенок «должен сделать это сам»). Слово «надо» будет побуждать ребенка только в предшкольном возрасте. До этого времени создайте условия для его посильной и самостоятельной деятельности, помогаете ему в случаях затруднений. Это и будет залогом его успехов в развитии осознания себя и своей жизни, и в постепенном овладении возможностью управлять собой с помощью правил.
Как вводить правила? Большинство родителей традиционно дают прямую речевую инструкцию: «Помой руки», «Ты должен есть сам». В раннем возрасте (в возрасте 2 – 3 лет) малыш еще недостаточно ориентируется на речевые сообщения, и будет сопротивляться и им, и директивной интонации взрослого. Родителю нужна не строгость, а последовательность и обязательность выполнения. Правило в раннем возрасте – это правило не только для ребенка, а для пары «ребенок – взрослый». Взрослый в этом тандеме ведущий: именно он напоминает и создает мотивацию у ребенка на выполнение того или иного действия, эмоционально вовлекает его. Для многих детей с определенного возраста становится эффективным использование игровых приемов: если любимый плюшевый заяц «собирается завтракать» и «зовет Петю», то и малыш с удовольствием присоединится к нему. Также помогают знакомые стишки и песенки из любимых мультфильмов: возвращаться домой с площадки куда
приятнее, если мама напевает ритмичную песенку Винни Пуха: «Куда идем мы с Пятачком?» (Б. Заходер).
4. Используйте ритуалы перехода. Часто бывает, что ребенок с трудом переключается с одного дела на другое: например, ему трудно «оторваться» от игры и собраться на прогулку, а потом такой малыш не хочет уходить домой с площадки. Это возрастная особенность: процессы центральной нервной системы маленького ребенка инертны, трудно переключаются с одной активности на другую. В этой ситуации малыш может протестовать, капризничать, проявлять агрессию. Это – не плохое поведение или огрехи воспитания ребенка, это совершенно объективные трудности перехода ребенка из одного состояния в другое. Их можно избежать или уменьшить, если использовать в такой ситуации ритуал перехода, который позволит ребенку подготовиться к перемене заранее. Ритуал – это четкая и неизменяемая последовательность событий, которая начинается в одной активности и переходит в другую.
Обычно про ритуал вспоминают в связи с укладыванием на сон. Но можно также организовать любой другой трудный ребенку переход. Например, составить ритуал, помогающий ребенку собраться на прогулку: сначала подошли к окну, посмотрели, что происходит во дворе; обсудили погоду; прочитали в книжке стишок про прогулку (или посмотрели фото, где малыш гуляет); собрали все вещи для прогулки – лопатку, формочки, грузовичок; достали крошки, чтобы покормить голубей и т.п. Не так важно, какие события выбираются в качестве ритуала, важно, чтобы они изо дня в день были одинаковые и выполнялись в неизменной последовательности.
После того, как режим восстановлен, ребёнок будет иметь запас сил на полноценное развитие, и можно приступать к развитию волевой составляющей – навыкам эмоционального контроля.